"Золотой Минбар": антиамериканизму и антисемитизму нашлось место
19 сентября 2006 года

За шесть дней "Минбара" можно было убедиться, что девизу фестиваля - "Веротерпимость и политкорректность" - отвечали не столько киноленты, сколько уникальная публика. На просмотры в залы кинотеатра "Grand cinema" зрители просто ломились: счастливчики успевали занять мягкие кресла, все другие - а среди них и неформалы с ведрами поп-корна, и мусульманки в хиджабах - смиренно смотрели кино или стоя в проходах, или сидя на ступеньках, или лежа на сцене у самого экрана. И когда наступало время намаза, никто не возмущался, пропуская в тупиковые углы помещения стайки истово верующих мусульман: продолжали смотреть фильм, не обращая внимания на рядом молящихся "киноманов".

Позже выяснилось, что, например, на конкурсный показ "Долины волков" турецкого режиссера Сердана Акара зрителей собралось в пять раз больше, чем мог вместить второй зал кинотеатра. А по моим ощущениям, их было больше раз в десять: не я одна смотрела этот фильм, стоя на одной ноге, вторую элементарно некуда было поставить. Надо сказать, "Долина волков" публику поразила. С одной стороны, спасибо отборочной комиссии, что включила в программу "Минбара" самый нашумевший и дорогой проект турецкого кинематографа (съемки картины обошлись в 10,5 миллиона долларов, сейчас она бьет все рекорды проката у себя на родине и в Европе). С другой стороны - очень странно, что яростно антиамериканскому и антисемитскому фильму о войне в Ираке нашлось место в конкурсной программе.

Сердан Акар показал американских военных так, как некогда советские кинематографисты показывали немецких фашистов. Американцы в его фильме убивают невинных гостей на турецкой свадьбе, расстреливают детей. А хирург в госпитале, который вырезает у иракских заключенных органы для трансплантации, - еврей...

"Долина волков" - это море крови, слез и по-голливудски красочное упоение жестокостью. Говорят, что в одном из кинотеатров Берлина после финальной сцены фильма, где герой вонзает кинжал в сердце американского злодея, зрители, турецкие иммигранты, вскочили и начали скандировать: "Аллах велик!". Слава Аллаху, что на "Минбаре" на "Долину волков" с такой ожесточенной радостью никто из зрителей не реагировал. Ошарашенная публика недоумевала и гадала, как отреагирует на фильм-провокацию жюри фестиваля. Жюри поступило мудро: "Долине волков" не досталось ни единого приза.

Главный приз фестиваля жюри вручило иранскому режиссеру Азизолле Хамиднезаде как автору лучшего игрового фильма "Слеза холода". Эта же работа выиграла еще два приза - "За лучшую режиссуру" и "За лучшее исполнение главной роли" (актрисе Голшифтех Фарахани). В основе сюжета этого фильма - история профессионального сапера и курдской девушки, мирно пасущей овец в конфликтной зоне Курдистана, на стыке границ Ирана, Ирака и Турции. Солдат находит мины, а девушка помогает партизанам их закладывать. Удивительно, но в фильме пастушка и сапер становятся друзьями...

Лучшим анимационным фильмом второго "Минбара" жюри фестиваля признало работу московских мультипликаторов "Аль-Фатиха" - про арабского мальчика, который читает ночью в пустыне суры из Корана. Приза "За лучший сценарий неигрового кино" удостоена работа Александра Фетисова "Цвета эпохи перемен", сценарий этого фильма написан Андреем Шелковым и Равилем Бухараевым. Фильм из государства Катар режиссера Ассада Таха "Эльдорадо" получил приз как "Лучший фильм-репортаж". А лучшим среди неигровых фильмов признана афганская лента "Территория Памир".

Почти все, кто видел на фестивале замечательную документальную ленту Салавата Юзеева "И начиналась жизнь. Марсель Салимжанов", сожалели, что она не вошла в конкурсную программу. Фильм о творчестве и судьбе выдающегося татарского режиссера состоит из пяти частей и сделан так качественно, с минимальным пафосом, что по окончании просмотра публика аплодировала создателям фильма стоя. Эта работа явно заслуживала отдельной номинации "Минбара", но, по всей видимости, просто не укладывалась в конкурсный формат. Кстати, словосочетание "не укладывается в конкурсный формат" в данном случае можно воспринимать как комплимент, так как означает, что фильм Юзеева будет востребованным и по окончании "Минбара".

Игровой фильм "Степной экспресс", снятый казахским режиссером Аманжолом Айтуаровым, в конкурсную программу "Минбара" вошел вопреки воле Одельши Агишева, председателя отборочной комиссии фестиваля. Актер Толеген Куанышев, снявшийся в главной роли, признан на фестивале лучшим исполнителем мужской роли, а авторы сценария - Одельша Агишев и Фуат Ахметов - стали победителями в номинации "Лучший сценарий игрового фильма".

Не остался без статуэтки "Золотого минбара" и председатель жюри фестиваля - режиссер Вадим Абдрашитов. Президент фестиваля, председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин вручил ему приз "За вклад в киноискусство"...

Устроители "Золотого минбара" заявили публике на церемонии закрытия, что третьему фестивалю мусульманского кино в Казани - быть. И так как второй фестиваль был сильнее первого, есть основания полагать, что третий окажется лучше второго. А со временем "Золотой минбар" станет просто Казанским, по аналогии с Каннским, Берлинским или Венецианским фестивалями...

Айсылу КАДЫРОВА, "Вечерняя Казань"